Геша

Геша

Друзья! Мы подготовили цикл статей о том, как работали на клипе «Цой» группы «Ленинград». В первой части мы расскажем о препродакшене, съемках и работе с режиссером клипа Ильей Найшуллером. Концепты, фото с «площадки» и скриншоты – выкладываем все самое интересное. Также вы узнаете, как рождался самый обаятельный и отвязный инопланетянин нашей галактики – Геша. К какому биологическому виду живых организмов он на самом деле относится… И почему его так зовут))  

Свой первый вопрос я хочу задать Александру Горохову, VFX супервайзеру проекта. Как началось сотрудничество с режиссером клипа Ильей Найшуллером? Какие были совместные проекты?

Александр Горохов: С Ильей мы познакомились в 2014 году, когда мне Тимур Бекмамбетов рассказал о «Хардкоре». У Ильи как у автора и режиссера фильма было много интересных и классных задумок, но их весьма непросто было реализовать технически. Фильм был снят от первого лица при помощи камер GoPro. Традиционный подход не давал желаемого результата. Тогда мы провели тесты и разобрались, как именно нужно работать с этим материалом. Но применить эти наработки нам довелось  годом позже. Проект вели Паша Безбородов, VFX супервайзер, и Катя Аверина, VFX продюсер студии. И они очень круто справились! В фильме мы делали одну, но очень большую и сложную сцену – финальный бой. Помимо этого, для «Хардкора» мы создали также открывающие титры . После выхода на экраны, картина вызвала огромный интерес и имела большой зрительский успех, чему мы все были очень рады. Следующим проектом с Ильей в 2016 году стал  'False alarm' - музыкальный клип The Weekend. Им занимались Катя Аверина и Алексей Усков, VFX супервайзер. Я к этому клипу не имел прямого отношения. Все, что сделано, это полностью их заслуга. В 2017 году последовали сразу два клипа для «Ленинграда» - «Кольщик» и «Вояж», где я уже выступил в качестве VFX супервайзера, а продюсером традиционно была Катя Аверина.

Когда вышел «Вояж» на YouTube, то за первые два дня он собрал около 4 миллионов просмотров. А у «Кольщика», по-моему, какая-то совершенно классная фестивальная история?

Алесандр Горохов: «Вояж» стал одним из самых популярных клипов, которые мы делали для «Ленинграда». А «Кольщик» получал награды в разных номинациях: за режиссуру и в том числе за визуальные эффекты. Он стал призером «Каннских Львов 2017» - получил «серебряного льва» в номинации Entertainment for Music. На фестивале Berlin Music Video Awards  победил сразу в двух номинациях – "Лучшее музыкальное видео года" и "Лучший концепт". Всего я точно не помню, но одним из последних достижений «Кольщика» стала престижная британская премия UK Music Video Awards в номинации "Лучшие визуальные эффекты". Это очень приятно.  

Давай поговорим о «Цое». Илья пришел с готовой идеей клипа?  

Александр Горохов: Конечно. С готовой идеей, сюжетом. В процессе совместной работы они как-то трансформировались и видоизменялись, что-то дополнялось, но это не получился в итоге другой клип или другая история. Просто где-то что-то уточнялось, улучшалось, или видоизменялось, если задумку невозможно было сделать нашими силами.

Раскадровки к проекту

Какие от тебя приходили предложения?

Александр Горохов: Я не очень отслеживаю этот момент. Когда ты работаешь в творческой команде, то сам не замечаешь, как генеришь какие-то идеи. Я не очень акцентируюсь на этом.

Было что-то новое для тебя на проекте?

Александр Горохов: Это был мой первый опыт, связанный с разработкой внеземной формы жизни.  Мало того, что персонаж должен был быть оригинальным, но еще и выглядеть реалистично. Хотя, в случае с инопланетянами – это звучит несколько странно. Поэтому я придумал, что по земной классификации биологических видов наш Геша – овощ, причем морской.

Неожиданно!

Александр Горохов: Я объясню. Смотри, когда мы искали для него референсы и аналоги  элементам строения его тела, чтобы разобраться, как он выглядит, из каких материалов состоит, то пришли к тому, что у Геши нет в привычном понимании классического скелета, нет классических мышц, и именно поэтому возникла такая ассоциация.

Референсы-финалисты «по странности и необычности»

Я слышала, что ребята между собой называют папой Геши - Антона Гречко, но выходит, ты тоже папа?

Александр Горохов: Я скорее акушер! Я его принимал)) А если серьезно, то над визуализацией Геши трудилась целая команда . Антон Гречко – автор художественного образа - он нарисовал концепт, заложил нужный характер, Андрей Паденков реализовывал его в 3d, Маргарита Гурьева отвечала за текстуры, Антон Пашканис - за риг, анимацию вел Леонид Ларионов, за шейдинг отвечал - Дима Киселев.  

                              На съемках: Александр Горохов и кукла Геши

Александр Горохов: К слову, мне очень понравилась кукла, которая была сделана для съемок. Она была создана с такой повышенной степенью фанатизма и любовью, что воспринималась, как живой персонаж на площадке.

Что трудно давалось?

Александр Горохов: Сложно было отследить все. Это большой проект, несмотря на то, что короткая форма. Он, кстати, помог нам прочувствовать «объем беды», который нас ждет нас на «Коньке-Горбунке».

«Коньке-Горбунке»?

Александр Горохов: Это полнометражный художественный фильм по мотивам сказки Ершова, с огромным количеством компьютерной графики, большим количеством Full CG персонажей. Сейчас начинается активная фаза производства визуальных эффектов . Такого проекта мы еще не делали.

Возвращаясь к «Цою», хочу спросить тебя. Съемки клипа были не самыми простыми. Как Шнуров реагировал на то, что его подвесили на тросах?

Александр Горохов: Он очень хорошо работал. Несмотря на то, что выполнять трюки на подвесах было крайне тяжело. Это очень серьезная нагрузка даже для физически подготовленных людей.

Он возмущался?

Александр Горохов: Не особо. Пару раз… но это и нормально, по-моему. 

Раскрой какой-нибудь секрет! Было что-то забавное?

Александр Горохов: Было! Видела у Геши большие лопухи на голове?

Уши?

 Александр Горохов: Это не уши. Это у него такая прическа. А уши у него маленькие и они расположены по бокам. Когда мы сделали их розовыми, то Илья сказал, что это - жОпки. И тогда нам пришлось перекрасить их в зеленые ))

Гешины уши. Варианты на этапах разработки

Свой следующий вопрос я адресую Антону Гречко, Сharacter art director. Персонажи – твоя специфика?

Антон Гречко, художник: Просто они у меня лучше получаются.

Расскажи, как ты пришел в профессию?

Антон Гречко: Я закончил в Воронеже художественное училище, потом занимался живописью, росписями стен. Далее работал в игровой индустрии. Позже судьба моя круто изменилась, и я стал художником-постановщиком клипов, работал в студии Макса Фадеева. В CGF я оказался по рекомендации ребят, с которыми раньше работал.

Как же рождался Геша? Поделись секретами.

Антон Гречко: Отчасти стандартно)) От Ильи Найшуллера, режиссера клипа, пришли вводные, как он приблизительно себе его представляет . Характеристики, которые он озвучил, были примерно следующие: Геша должен быть маленьким, дерзким, «няшным», чтобы он был чем-то похож на домашнего питомца, и, конечно, быть чертовски обаятельным и привлекательным, несмотря на свою такую очень специфическую внешность инопланетянина) Это был некий набор психологических, физиологических и социальных черт, которыми он как герой должен был обладать . Я под эти идеи подобрал референсы. Мы с Сашей Гороховым, VFX супервайзером всего проекта, их посмотрели, вместе отсеяли какие-то, выбрали самые удачные и точные. Потом показали их Илье, и еще раз сделали выборку. Круг поисков сузился, и приблизительно на трех картинках стало уже понятно, что именно он хочет, в каком направлении надо двигаться. Надо сказать, мы быстро определились с понравившимися вариантами. Возможно, потому что мы с Ильей почти ровесники: выросли на одних фильмах и в одно время. Это сильно помогает быстро находить общий язык.

Как это происходило?

Антон Гречко: Илья хочет объяснить свое видение, приводит пример, и ты тут же понимаешь, что он конкретно имеет в виду. Иногда одного слова или образа бывало достаточно, чтобы сложилась коммуникация. К примеру, он спрашивает: «Помнишь «старичка» Стича из классного диснеевского мультфильма? Вот надо, чтоб наш Геша был такой же прикольный и необычный». И я сразу понимал, о чем он говорит. Диалог строился легко.

Сам образ Геши быстро сложился?

Антон Гречко: Где-то второй или третий вариант, из предложенных нами, был принят. Вообще, схем в плане форм и характеров их ведь не так много.

Что было сложно?

Антон Гречко: Бывает, иногда сталкиваешься с такой ситуацией, что тебе нравится какой-то нюанс в образе, какая-то особенность, ты ее тщательно продумываешь и прорисовываешь, потом смотришь, а она в анимации не работает. И оказывается, что хороша эта деталь только на картинке, а в объеме и движении оказывается не реализуемой в проекте.

Концепты на разных этапах создания образа:

Это один из первых вариантов, где мы примеряли на Гешу майку-алкоголичку)
Но потом от этой идеи отказались и пошли в другом направлении


Поиск образа. Варианта «с хвостом, с присосками»

Был еще у нас такой Геша, но Илье он показался страшноватым. Я подумал, что этот эффект возник из-за чёрных глаз, которые немного снижают интеллект нашего героя, и сделал другой

Потом появился такой Геша

В итоге мы пришли к этому финальному варианту Геши с хвостом из лепестков

Антон Гречко: В работе на «Цое» было важно и необходимо учитывать специфические анатомические особенности нашего героя с его нестандартной, оригинальной физикой. К слову, у него торчащие зубы, а это сковывает аниматора в мимике, когда работаешь с ними в объеме, – есть сложности с фонемами «у» и другими. Приходилось это решать: там скомпенсировать – здесь добавить. Дизайн персонажа, это вообще больше инженерная тема, на мой взгляд.

Ты прорабатывал только концепт?

Антон Гречко: Кроме этого, я участвовал на этапе разработке эмоций, делал первый скульпт, чтобы сократить время работы и отдать его, как можно раньше, ребятам на ретопологию, моделинг. Еще я побывал на съемках. Всегда интересно смотреть, как персонаж оживает. Когда ты рисуешь , то вроде привыкаешь к нему, но в те моменты, когда он начинает двигаться, и ты видишь это своими глазами, то появляется такой восторг, почти детский)) Это здорово было.

Антон и Геша: «А мы тут с мячиком играем…»

Действие клипа разворачивается на космическом корабле, который придумывал и создавал Костантин Ануфриев. Следующий вопрос к нему. Костя, расскажи немного о себе сначала. Где ты учился и работал?

Константин Ануфриев, CG interior and exterior art directors: Я учился во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. Изначально получал образование специальности дизайн интерьеров. Потом стал там же заниматься анимацей уже в аспирантуре, и когда пришло мне время защищаться, то по моей специальности собрать там комиссию не смогли, и мне надо было ехать как минимум в Питер.

Вот это поворот!

Константин Ануфриев: Да! Но туда меня не отправили)) Если серьезно, то я не сильно переживаю по этому поводу: те наработки, которые я в своей диссертации сделал, они очень быстро ушли «в народ», и мне уже собственно не нужно было ничего защищать, в этом просто отпала необходимость. Потом я ушел «в игры», далее в Базелевс, где работал на сериале «Алиса знает, что делать». С начала 2018 года работаю в CGF.

 С чего начиналась работа над кораблем в «Цое»?

Константин Ануфриев: Была встреча с Ильей, на которой он четко обрисовал, что не хотел бы, чтобы это был военный корабль, со всякими пушками и орудиями. Он сказал, что это должен быть карго – доставка груза, и плюс были референсы. С этого и началась работа.

Просто было с кораблем?

Константин Ануфриев: С кораблем было сложно)) Илья не говорил, что он хочет, но точно знал , что не хочет. В итоге мы выбрали вариант, который был несколько неожиданным для нас.

Концепты на разных этапах работы

Первые варианты, за основу взяли 3 (правый верхний)

Концепт "Разрушение корабля"      

Поиски нового концепта (после постройки декораций)

Финальный скетч, который пошёл в работу. Художник Стас Лебедев по 5 выбранному концепту.

Константин Ануфриев: Илья классный режиссер, он так умеет выстраивать работу с людьми, что его комментарии «не бьют по рукам», а наоборот, всегда возникает стимул для художника.

На «Цое» я использовал в работе не только 2d, но и 3d. Сначала делал концепт, потом набрасывал болванки в 3d, потом сделал часть анимационную , чтобы видеть самому, как работают ракетницы, как они раскладываются. Мне и самому так удобнее, и это существенно экономит время в целом.

Было что-то новое для тебя на проекте?

Константин Ануфриев: Новым опытом для меня стали съемки. Мне было интересно побывать на площадке, посмотреть, какие получились в итоге декорации. Ты сравниваешь, какие они были в концепте, и какие они получились на самом деле. Когда  смотришь в реале, трогаешь их на «на ощупь» – это просто картон, а смотришь в кадр – и видишь реальный корабль. Возникает WOW эффект: концепты работают, как надо!)) Я доволен нашей работой и клип мне тоже очень понравился.

Вопросы к Mocap supervisor проекта. Света, расскажи о работе на «Цое»!

Светлана Гуслова: Саша пригласил меня на проект в качестве mocap супервайзера, чтобы в процессе я училась у него и следила за съемками анимационного персонажа Геши, которого так назвал Илья в честь оператора Генриха Медера . В мои задачи вошла мокапная часть, и дальше разработка персонажа для анимационных частей, которая потом позволила нам им грамотно управлять на других этапах. Неожиданно, перед основными съемками «Цоя» Лера Сагаачева, координатор CGF, сообщила, что мне нужно будет поехать в Японию на фестиваль Short Shorts Film Festival & Asia, где, кстати, наш мультфильм «Tweet-tweet» получил Best Short Award! Конечно, для меня, было важно и то и другое. Я мучительно пыталась выбрать , и хотела было уже остаться на «Цое», но Саша Горохов посоветовал мне совместить оба эти мероприятия, и мне это удалось)) В итоге я побывала и на крутом фестивале, и на «Цое», захватив весь подготовительный процесс, важнейший этап «освоения» и первые 2 съемочных днях из 5.

«И как же мы нашего Гешу с Шнуровым то оставим на корабле. Он же его еще плохому научит»! 
На съемках: Светлана Гуслова и Ольга Баулина, режиссер анимации

Как проходило «освоение» и основные съемки?

Светлана Гуслова: На освоении полных ходом шла достройка декораций. Вокруг что-то собирали-стучали и возводили, а мы параллельно записывали мимику у Ильи, чтобы понять в целом, что он хочет от персонажа, каким его видит.

Дмитрий: Как тебе наш Nimble, Илья? Не жмет?)) 
На съемках: режиссер клипа Илья Найшуллер и Дмитрий Шуров, CEO CGF Nimble 

Светлана Гуслова: Вообще, Илья очень серьезно подошел к процессу, переживал. Для него это был первый ролик, в котором участвовал анимационный персонаж, и он хотел понять все тонкости и нюансы. Это были самые сложные дни, и мы в быстром ритме «просмотрели и прорепетировали» все. Мы прошли весь путь, все сложные моменты, которые должны были быть в клипе. Были ведь и сложные коммуникативные задачи, когда Шнуров и брал его на плечо, или кормил бургером.  

Расскажи, пожалуйста, как проходил процесс мокап съемки под анимацию.

Светлана Гуслова: Это была маленькая съемка, которую я вела, и проходила она в комплексе R-STUDIOS. Там я знаю очень многих ребят по своей прошлой работе. Мы обратились к ним, и вместе отработали на этом этапе . Мы записывали шотики на модель Геши, то есть постановщик танца Александр Могилев танцевал, а мы на экране видели, как двигался, повторяя все за ним,  наш Геша. Настройки мокапа позволяют в real time видеть перенос движения с человека на модель.

Объяснишь, как это происходит?

Светлана Гуслова: Захват тела осуществлялся с помощью маркерного костюма, на котором есть световозвращающие датчики и стоит специально настроенная система камер, которая устроена так, что позволяет понять, как тело расположено в пространстве. Каждая камера отслеживает свое «поле», соседняя камера видит свой участок и 60 процентов от того, что попадает в поле другой камеры и так далее. Получается «перекрытие», тот же принцип, что и в системе спутников навигации, работающих в космосе. 

Сколько длилась мокап съемка?

Светлана Гуслова: Около 3 часов. Нам нужно было много сделать, ведь в клипе же у нашего Геши был не только танец, там были и трюки – перевороты,  прыжки, сложные движения, первое появление Геши…

Как прошли эти три часа?

Светлана Гуслова: Отлично! Сначала мы ждали Илью, потому что он опоздал)) Потом было очень интересно. Я обожаю момент, когда человек впервые видит себя в мокапе. Наш постановщик танца Александр Могилев, когда надел маркерный костюм, был удивлен, как и все, кто делает это впервые. Он с любопытством рассматривал себя, привыкал к своему новому образу, осваивал его, входил в роль, придумывал повадки и движения. Это интересно наблюдать со стороны. Да и потом, не забывай, были же танцы, а это всегда гарант хорошего настроения и веселья. Многие с удовольствием дурачились и подтанцовывали .

На мокап съемках использовали наши костюмы XSENS?

Светлана Гуслова: Костюмы XSENS , которые есть в CGF, работают с сенсорами – магнитными датчиками. А мы работали на съемке с ситемой Vicon, где захват движения происходит с помощью камерной системы. У каждой системы есть свои плюсы.  Vicon - это монолитная тяжелая система, требующая длительной настройки . XSENS попроще в чем то, но зато и более универсальная и более легкая и мобильная, поэтому мы брали ее на съемки рекламы для «Точки банка», которую тоже делали с Ильей Найшуллером, и там мы ее использовали прямо во время съемочного процесса.

Откуда взяли игрушку Гешу?

Светлана Гуслова: Саша поручил мне заняться этим вопросом. Найти кого-то, кто сможет нам сделать игрушку. Мы придумали, как должна выглядеть эта кукла, и я, поискав в интернете, нашла девушку , которая делает из флиса инопланетян. Я прислала ей картинки, она очень быстро сделала нам по эскизу эту игрушку, и в итоге у нас получился такой аффигенный Геша)) Я ей очень благодарна. Когда вышел клип, я ей написала, но ее почтовый ящик стал не активен почему-то, связаться не удалось, поэтому я хочу ей сказать спасибо хотя бы здесь, через статью. 

В очередной раз убедились - ничто человеческое нашему Геше не чуждо!

Мой следующий вопрос к Вячеславу Тютюгину, CEO CGF ViewGA. Я знаю, что на съемках вы использовали фотограмметрический метод для создания моделей? Каких именно?

Вячеслав Тютюгин, CEO CGF ViewGA: В клипе есть Сергей Шнуров как съемочный, так и полностью нарисованный на компьютере, то есть его цифровой дублер.  Он присутствует в кадрах, где на общем плане Шнуров летает в космосе, и здесь для его создания мы использовали нашу компактную систему 3-мерного сканирования по принципу фотограмметрии.

На данный момент у нас в студии есть 2 системы – одна, которая сканирует мгновенно на 360° и состоит из 110 фотоаппаратов, а есть компактная версия из 30 фотоаппаратов и поворотной платформы. Она за один раз получает не весь объект, а только часть. Соответственно мы 4 раза объект поворачиваем и фотографируем. Потом собираем это в единое целое и получаем 3-хмерный скан, не уступающий по качеству тому, который можно получить в системе со 110 фотоаппаратами.

 «Компактная система 3-мерного сканирования» - это наша разработка?

Вячеслав Тютюгин: Да. Это студийная разработка, и на проекте «Цой» мы использовали ее первый раз. Также еще цифровой дублер Шнурова нужен был и для интерьерных съемок. При создании эффектов, чтобы добавить больше огня и дыма в клипе, нам нужно было иметь четкое понимание, скажем так, о «форме» актера, какое положение он занимает в пространстве ))

Съемки: Процесс сканирования

Расскажи, что еще ты делал на проекте?

Вячеслав Тютюгин: Кроме этих задач, на клипе «Цой» мы использовали ViwGA как для дополненной реальности (AR), так и нашу виртуальную камеру PRE ViewGA.

В чем принципиальная разница между этими двумя системами?

Вячеслав Тютюгин: Проще говоря, PreViewGA позволяет видеть виртуальный мир, без реальных объектов. А ViewGA – позволяет еще совмещать изображение с кинокамеры и этого виртуального пространства.

Спасибо. Продолжим.

Вячеслав Тютюгин: Итак, до съемок Илья со своей командой у нас в студии производили виртуальную репетицию клипа. Были сняты превизы, с которыми они уже выходили на съемочную площадку. Мы воссоздали их декорацию , причем после первых наших съемок они решили ее перестроить, увидев через объектив кинокамеры. Стало понятно, что где-то не хватает объема, где-то нужно поправить, оптимизировать.

Реальную декорацию не перестраивали, а перестраивали виртуальную?

Вячеслав Тютюгин:  Правильно. И таким образом, сэкономили время и бюджет, не допустив ошибок при строительстве уже реальной декораций.

«Пацаны! За «Вьюгу» - лайк не глядя!» 
На съемках: Слава Тютюгин и Даня Волосожар

Вопрос к продюсеру. Катя, расскажи, пожалуйста, что для студии было нового на «Цое»?

Екатерина Аверина, VFX Producer: Глобально новых задач не было, но была новая «форма». Интересно и захватывающе было работать с Ильей – режиссером клипа. До этого у нас уже был опыт совместных проектов . Он всегда предлагает неординарные решения и свежий взгляд. Очень много идей, в рамках развития уже существующей режиссерской концепции, было также привнесено и нами в проект. Надо сказать, что Илья очень легко принимает интересные чужие предложения. Он очень мудрый в этом смысле режиссер. Каждое обсуждение было в совместном творческом поиске. Формирование истории и визуальной составляющей всё прорабатывали вместе.


На съемках: Катя Аверина и Геша, или Лучшие друзья девушек - это инопланетяне!

Тебе понравился клип?

Екатерина Аверина: Я считаю, клип получился, и мы очень гордимся этой работой. Хочу поблагодарить всю команду, работавшую на проекте, режиссера Илью Найшуллера - за новый совместный опыт и незабываемую атмосферу, которая царила на съемках и во время обсуждений. Это было замечательное время!))

Продолжение следует!

Текст: Екатерина Изюрьева